ВЭБ построит московские дороги
ВЭБ поможет Москве строить дороги, причем деньгами. Во вторник вечером набсовет госкорпорации одобрил выделение 900 млн рублей на подготовку проектов городского развития на условиях государственно-частного партнерства.
Вообще-то история началась еще в декабре прошлого года, когда «Внешэкономбанк» анонсировал свою готовность инвестировать в разные проекты до 2 млрд рублей в год, или 10 млрд рублей за пять лет. Эта история получила условное название «Фонд содействия проектам развития», хотя как таковой фонд в обособленном виде не существует. Иначе его еще называют инфраструктурным фондом, поскольку речь идет в первую очередь именно о создании инфраструктуры – социальной, транспортной, ЖКХ и прочей. Инструмент предполагается использовать для финансирования добанковской стадии реализации проектов, например, подготовки предпроектной и проектно-сметной документации – того, на что получить банковское финансирование невозможно. Деньги не предполагается раздавать просто так: они выделяются на условиях срочности, возвратности и платности. И хотя средства предназначены, в первую очередь, для регионов, Москва станет первой, кто сможет получить средства из инфраструктурного фонда. Неудивительно: мэр Сергей Собянин еще в декабре просил премьера Путина привлечь ВЭБ к финансированию городских проектов. И в конце же декабря правление ВЭБа уже приняло решение потратить на столицу до 1 млрд рублей из средств фонда. Москва, как нетрудно догадаться, представляла в госкорпорацию свои самые главные проекты – транспортные. Всего их предложили девять (не считая проектов в области малого и среднего предпринимательства и социалки), Slon.ru располагает списком этих проектов. В принципе, никаких новых идей не появилось: все эти проекты так или иначе обсуждались раньше в публичном поле. Это развитие метро, создание скоростного трамвая, организация пассажирского движения по Московской кольцевой железной дороге, развитие единой системы пассажирских перевозок река–автобус–железная дорога–метро. Отдельно заявлен проект комплексной модернизации пассажирского наземного транспорта. Кроме того, есть строительство парковок, а также сети крупных логистических центров, позволяющей управлять потоками грузов, в рамках «чистки» города от грузовиков. Не забыты и Химки: среди проектов имеется строительство вылетной магистрали с перехватывающей парковкой. Кроме того, власти планируют соединить все аэропорты железной дорогой – это тоже есть среди заявленных проектов. Последний и самый мелкий – создание транспортного приложения к универсальной электронной карте (это та карта, которая разрабатывается Сбербанком, «Уралсибом» и «Ак Барсом» при деятельном участии Mastercard). Средства ВЭБа пойдут на подготовку документации: меморандумов, ТЭО и прочего. Обычно, стоимость этой стадии составляет 8–15% стоимости проекта: чем сложнее проект, тем дороже предпроектная документация. Дороги, конечно, сложная история, но все же не химический завод, потому можно считать, что стоимость предпроекта – 10%. Совершив простые математические действия, определяем, что стоимость реализации самих проектов – 9 млрд рублей. Не так уж и много, если сравнивать с бюджетом города, превышающем триллион рублей, в котором одна только инвестиционная программа запланирована в объеме 230 млрд рублей. Но смысл в том, что свои выделенные деньги госкорпорация будет контролировать и требовать отчета. Кроме того, их собираются вернуть – за счет капитализации проектных компаний. Впрочем, механизм еще до конца не разработан. Завтра в Минтрансе, как ожидается, состоится совещание, на котором будут выбраны проекты, которые и получат средства из одобренных Набсоветом 900 млн рублей. Странно слышать, что Москве с ее триллионным бюджетом не хватает денег на разработку предпроектной документации для, вообще-то, приоритетных проектов: Собянин вроде бы взял курс на решение транспортных проблем. Уж один-то миллиард могли бы оторвать от инвестиционной программы – вон, их там целых 230. Да еще больше 100 млрд выручили за продажу доли города в «Банке Москвы». Впрочем, есть подозрение, что логика была другой: привести кого-то, кто будет следить за тем, как тратятся эти деньги. Может, тогда хоть не все разворуют. Для ВЭБа этот проект – попытка все-таки стать банком развития. Если вспомнить, что госкорпорация все же подавала заявку на покупку акций ВТБ в рамках SPO и если предположить (а скорей всего, так и было), что заявка подавалась на весь объем, а это 90 млрд рублей, то мы увидим, в какой части ВЭБ – банк развития, а в какой – агент правительства. Источник: http://slon.ru/ Рейтинг: 2.93 Тема: Деньги |
Последние новости |