Опасно ли газомоторное топливо?

Опасно ли газомоторное топливо?
2 октября 2013

Как уже отмечалось в этом номере нашего журнала, перевод автотранспорта на газомоторное топливо имеет очевидные преимущества и по цене, и по экологичности.

Однако с данным процессом связаны и немалые проблемы. Помимо неразвитости инфраструктуры (проще говоря, малого числа заправок, готовых обеспечить автомобилистов подобным топливом), существует серьезный сдерживающий фактор, имеющий, по крайней мере отчасти, психологическое свойство.

Речь идет об убежденности многих водителей в небезопасности газомоторного топлива. Общественное мнение в этом отношении является, таким образом, сдерживающим фактором.


Надо сказать, что сторонники перехода на газ не считают его опасным топливом. «Ездить на КПГ (прим. редакции: КПГ – это компримированный природный газ) значительно безопаснее, чем на бензине. Сосуд хранения топлива для КПГ изготовлен с толщиной стенки, выдерживающей рабочее давление 200 кгс/см2. То есть даже при очень серьезной аварии взрыва не произойдет. Кроме того, на случай повреждения трубки, отводящей газ к двигателю, арматура баллона снабжена автоматическим устройством, устраняющим утечку газа. Таким образом, использование бензинового двигателя более опасно, чем газового», – утверждает директор «Газпром нефти» по региональным продажам А. Крылов.

Однако проблема, видимо, все же не столь проста. Об этом говорит и громкий инцидент с недавним взрывом в Москве рейсового автобуса, использовавшего в качестве топлива газ. Пострадавших тогда не было. Но у многих сложилось впечатление, что это может рассматриваться лишь как везение: просто водитель уже высадил пассажиров на конечной остановке.

Да, стоит, пожалуй, согласится с главой совета директоров «Газпрома» В. Зубковым, считающим: «Если все сделано качественно и по стандартам, ничего нигде не взорвется… Взрывается там, где что-то сделано не так, как положено». Но в России «во всей красе» встает проблема, которая характерна для нас куда больше, чем для многих других стран. Речь идет о широко распространенном «в наших широтах» пренебрежении нормами безопасности.

Известный принцип гласит: «Можно придумать защиту от дурака, но только – от неизобретательного». Действительно, даже самое совершенное оборудование может оказаться бессильным, если люди, которые его эксплуатируют, игнорируют, а то и сознательно нарушают все мыслимые и немыслимые нормы. Ядерный реактор РБМК считался вполне безопасным; но при сознательном отключении всех степеней защиты привел к самой страшной в истории человечества ядерной катастрофе в Чернобыле.

Такого рода проблемы, очевидно, существуют и в сфере применения газомоторного топлива. Ведь речь идет об использовании заправленных газовых баллонов широчайшим кругом потребителей, часто – не квалифицированных и готовых рисковать без оглядки на последствия.

Об этом более чем красноречиво говорит диалог В. Путина с В. Зубковым, который в качестве преимуществ газа назвал невозможность слить его (в отличие от бензина) из бака автомобиля:

В.ПУТИН: Надо объяснить, что нельзя это сделать, что это опасно: нельзя разбавить, слить нельзя.
В.ЗУБКОВ: Думаете, попытаются? Не думаю.
В.ПУТИН: Обязательно.

Мнение об опасности применения газомоторного топлива поддерживается и через применяемые в России нормы и правила. Например, в нашей стране объекты газозаправочной инфраструктуры отнесены к опасным производственным объектам вне зависимости от типа, мощности и объемов хранения. Во многом именно это и препятствует развитию заправочных станций.

Поэтому Министерство энергетики настаивает на актуализации требований промышленной и пожарной безопасности в данной сфере, что, кстати, является объектом неутихающих споров. Речь идет об исключении газозаправочных станций из перечня опасных производственных объектов по аналогии с автозаправочными станциями.

«Сейчас у нас расстояние до ближайшего объекта по требованиям до 100 метров. В то же время в Соединённых Штатах Америки это 8 метров, в Испании – от 15 до 30 метров. Мы не говорим, что нужно к этим цифрам прийти, но сделать, возможно, более соразмерными, чтобы заправки ГНК были рядом с АЗС, или, может быть, даже лучше, на этой же территории. И это даст возможность использования бензина, дизтоплива, газомоторного топлива в рамках единого комплекса, что очень важно. Сегодня это фактически невозможно», – пояснил министр энергетики А. Новак.

Тем не менее, несмотря на то, что определенные решения в данной сфере планируются и наверняка будут приняты, сплошного ослабления норм безопасности, очевидно не произойдет. И это, учитывая специфику газа как топлива, хорошо. «Очень важная вещь – это вопросы безопасности. На это нужно обратить особое внимание. Нужно понять, как будет налажен контроль за эксплуатацией транспортных средств на газомоторном топливе… Если мы будем расширять сеть использования, будем строить газозаправочные станции, это очень серьезный вопрос. Нужно использовать самое современное оборудование… Очевидно, что необходимы самые жесткие стандарты по обеспечению безопасности. В том числе это касается и требований регулярного и качественного технического обслуживания», – подтверждает эту позицию В. Путин.

Источник:  http://www.gas-technology.ru/opasno-li-gazomotornoe-toplivo
Тема:  Бизнес