Проблемы приватизации в Российской ФедерацииПри переходе Российской Федерации к рыночной экономике одним из важнейших шагов реформирования страны стала приватизация. Приватизация (от лат. privatus - частный) - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности. В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Первым нормативным актом в этой области стал Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий. Указ Президента РФ Бориса Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 г. ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную. Первый этап приватизации (1992 - 1994 гг.), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 г., когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 г. Президент Российской Федерации подписал Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций - чековых инвестиционных фондов (ЧИФов) - или просто продать ваучер. Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали. Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы. Всего в 1991 - 1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысячи, в 1994 году - до 112,6 тысячи. За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился. Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом Президента от 22 июля 1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны. Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 г. президент подписал Указ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн. рублей. В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 г. общее число приватизированных предприятий достигло 126 793. Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью. Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 г. (вступил в силу 2 августа 1997 г., действовал до 2002 г.). Другие исследователи считают нужным «продлить» денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 г. На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации. За десять лет приватизации (1993 - 2003 гг.) российская казна получила от продажи 145 тыс. госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов. Необходимым условием развития процесса приватизации, роста ее масштабов являлось привлечение к этому процессу достаточно обширной социальной базы, формирование соответствующего общественного мнения. С самого начала ваучеризации процедура и форма организации этой акции вызывала критические замечания со стороны специалистов и повергала в недоумение массы населения. Причинами этого являлись, с одной стороны, весьма неоднозначные результаты предыдущей правительственной акции (либерализации цен), а с другой - углубление экономического кризиса и все более осознаваемая реальность безработицы. Нельзя сбросить со счета и то обстоятельство, что выдача приватизационных чеков проходила в момент острого политического размежевания, формирования оппозиционных правительственному курсу сил и на фоне апатии, «усталости от политики», царящей в обществе. Данные исследования ИСЭПН РАН, проведенного накануне ваучерной приватизации, продемонстрировали чрезвычайно низкий уровень информированности населения о ваучерах. Около 90% опрошенных не знали или плохо знали о порядке выдачи приватизационных чеков и возможных (прибыльных) вариантах использования ваучеров и лишь примерно 2 из каждых 100 опрошенных посчитали себя хорошо информированными в этих вопросах. Более 80% опрошенных не знали или плохо знали Закон о приватизации и ее Программу. Число же хорошо знающих эти документы было весьма незначительным и составило около 3%. Из приведенного распределения видно, что накануне приватизации треть опрошенных ничего не знала о ней, во всяком случае не могла высказать какого-либо твердого мнения о том, что несет с собой этот процесс. Мнение же тех, кто высказался, было в большей степени негативным. Приватизация в сознании пессимистов связывалась с разграблением народного достояния, утратой духовных ценностей и развалом экономики. Оптимисты - те, кто ожидал позитивных результатов (всего менее 30%), - в основном ценили момент социальной справедливости - «возвращения» собственности. Анализ приведенных данных позволяет говорить о приватизации не только как о социально-экономическом процессе, но и как о социальной ценности. В целом, по результатам исследования 1992 года можно было сделать вывод о наличии трех принципиальных моделей социального действия в сфере приватизации. Во-первых, это «рыночная» модель, связанная со стремлением возможно быстрее встроиться в достаточно приемлемые для этой группы населения отношения. К этой модели можно отнести значительную часть молодежи, а также высокообразованных людей, как правило, с относительно высоким доходом. Именно эта группа являлась наиболее последовательной и активной сторонницей проводимых реформ. Как видно из результатов исследования, она составила не более 10 - 15% респондентов. Во-вторых, «антирыночная», традиционалистская модель, основанная на явном отторжении рыночных форм поведения и соответствующих ценностей. К этой модели примыкали наименее образованные и низкодоходные группы, как правило, принадлежащие к старшим возрастам. К ним по разным основаниям можно отнести 30 - 35% респондентов. В-третьих, «выжидательная» модель, связанная с невыявленностью даже для самих респондентов своих новых приоритетов, ценностей и норм, несформированностью адекватных моделей социального действия. Здесь ясно просматривались и проблематизация прежних ценностей, и внутреннее признание необходимости считаться с произошедшими переменами, и смутные надежды на то, что реформы происходят в интересах большинства. Выжидательная позиция этой группы определялась тем, что ее прежний опыт вошел в противоречие с новыми требованиями и оказался мало пригоден для новых условий. Представителям этой группы предстоял трудный поиск способов социальной адаптации. В этих условиях введение ускоренной приватизации являлось мощной «социокультурной провокацией», затрагивающей каждого россиянина, побуждающей более четко определить свои социальные позиции. В такой ситуации необходимо было сосредоточить усилия на том, чтобы «выжидательная» модель превратилась в «рыночную», а для этого - необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы не «потерять» эту группу, не превратить ее в жертву и в дальнейшем - в противника всяких преобразований. Процессы приватизации происходят и в гражданской авиации. Нормативной правовой базой приватизации в области гражданской авиации является, прежде всего, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации». В соответствии с Законом «приватизация государственного и муниципального имущества, включая организации, обеспечивающие разработку, производство, испытания, эксплуатацию, ремонт и утилизацию авиационной техники, соответствующего имущества и объектов авиационной инфраструктуры, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации». Например, в соответствии с Земельным кодексом РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещении) объектов воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения. Что же касается приватизации организаций гражданской авиации, то на сегодняшний момент, например, уже готовы сделки по приватизации акций «Аэрофлота» и «Совкомфлота». Их продажа состоится тогда, когда для этого будут «окна», заявила журналистам заместитель министра экономического развития, руководитель Росимущества Ольга Дергунова. Она отметила, что акции «Совкомфлота» могут быть размещены на любой бирже, в качестве приоритета у Росимущества всегда стоит Московская биржа. «Сейчас будем ловить «окна» и смотреть, где будет тот пул инвесторов, который придет за активом. То есть место размещения определяется чаще всего и прежде всего тем набором инвесторов, которые приходят за активом», - сказала Дергунова. Говоря о приватизации ВТБ, она отметила, что банк как публичная компания готов всегда к продаже. «Но на сегодняшний момент мы это не планируем», - уточнила Дергунова. Авиакомпания готовится к первому этапу - сокращению доли государства до 50% плюс 1 акция... Ранее Дергунова говорила, что в 2014 г. может состояться SPO «Аэрофлота» на Московской бирже. Государство владеет 51,17% акций, «дочка» авиакомпании «Аэрофлот-финанс» - около 5,6% акций, «Ростеху» принадлежит 3,55% акций «Аэрофлота». Прямую госдолю до конца 2014 г. планировалось сократить до 50% плюс одна акция. Что касается «Совкомфлота», долю государства в нем планировалось снизить в текущем году до 75% плюс одна акция с нынешних 100%. Сроки планируемой приватизации «Совкомфлота» переносились уже несколько раз. Минэкономразвития рекомендовало провести приватизацию 25% минус одна акция компании не ранее 2014 г. К концу 2016 г. ведомство предлагает сократить долю государства в «Совкомфлоте» до 25% плюс одна акция. Организатором размещения в августе 2012 г. был утвержден Deutsche Bank. Продажа около 10% акций «Аэрофлота» (3,5% - принадлежащих госкорпорации «Ростех», 4,8% акций, принадлежащих дочерней компании «Аэрофлота», «Аэрофлот-финанс», и акции допэмиссии) в рамках приватизации была запланирована на II - III квартал 2014 г. Но сотрудник Министерства сообщил, что в первоначальном варианте документа фигурировала цифра 0% акций «Аэрофлота» у государства к 2016 г. По словам чиновника, отказ от полной приватизации авиакомпании связан с несколькими обстоятельствами: компания недооценена, выполняет социальные функции, необходим пересмотр документов, по которым распределяются роялти после получения их «Аэрофлотом» от иностранных перевозчиков. Платежи, которые авиакомпания по межправительственным соглашениям получает с 1950-х гг., могут сохранить и после 2014 г., предположил он. Россия обещала отменить роялти до 2014 г., однако взяла на себя это обязательство не в связи со вступлением в ВТО, а по двустороннему соглашению с ЕС, которое было подписано одновременно со вступлением в ВТО, и планировалось отменить роялти не целиком - только примерно 65% платежа. Отмена транссибирских роялти увязана с позицией Европы по ETS (плата за выбросы парниковых газов самолетами, пролетающими над территорией Евросоюза), сообщил впервые осенью прошлого года замминистра транспорта Валерий Окулов. Он отмечал, что если Европа не пойдет на компромисс, то не исключено, что роялти будут сохранены. После того как ЕС ввел экологический сбор за пролет самолетов над своей территорией, ущемляющий интересы российских авиакомпаний, правительство России уведомило ЕС, что роялти не будут отменены, пока не будет отменен экологический сбор. Поэтому, пока «Аэрофлот» - госкомпания, роялти он продолжит получать, однако с приходом в компанию частного инвестора у государства не будет возможности влиять на решения совета директоров и оно не сможет даже частично получать пролетные деньги. Фактически приватизация «Аэрофлота» разделила чиновников. Одни, в частности первый зампред правительства Игорь Шувалов, все-таки настаивают на полном выходе государства из авиакомпании, другие уверены, что «Аэрофлот», пока решение по роялти не принято, трогать не нужно. На мой взгляд, вопрос по приватизации компании желательно заморозить до принятия нормативных правовых актов, регулирующих вопросы передачи государству денежных средств инвесторами, приходящими в «Аэрофлот». При этом, если повременить с полной продажей «Аэрофлота», можно только выиграть: капитализация будет расти. Литература 1. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ в действующей редакции. 2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ в действующей редакции. 3. Бриксов В.В. 250 актуальных вопросов практики применения земельного законодательства. М.: Юрайт, 2010. 4. Буракова Л.А. Почему у Грузии получилось. М.: Юнайтед Пресс, 2011. 5. Децентрализация управления в зарубежных государствах / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; под ред. А.Н. Пилипенко, Г.Н. Андреева и др. М.: ЭКСМО, 2010. 6. Ершова И.В. Предпринимательское право. М.: Юриспруденция, 2010. 7. Кудров В.М. Мировая экономика. М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2010. 8. Национальная экономика / Министерство образования и науки РФ, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова; под общ. ред. М.Н. Нуреева; рец. В.В. Вольчик, С.Н. Левин. М.: ИНФРА-М, 2012. 9. Предпринимательское право России / ответ. ред. В.С. Белых. М: Проспект, 2010. Источник: http://отрасли-права.рф/article/14487 Рейтинг: 2.93 Тема: Приватизация / Бизнес / Компании |
Последние новости |